falcongreywings (falcongreywings) wrote,
falcongreywings
falcongreywings

Корреспондент «ДДД» в Лаосе: приграничная мафия, экскурсии по Меконгу

Путешественник Николай Малешин из Курска, замдиректора Центрально-Черноземного заповедника имени Алехина, продолжает рассказ о поездке по Юго-Восточной Азии и тех сложностях, что поджидают самостоятельных путешественников в неведомых уголках этого малознакомого россиянам региона. Сегодня рассказ о Лаосе и первых впечатлениях об этой бедной коммунистически ориентированной стране, чем-то напоминающей наше недавнее прошлое….


Особенности местных перевозок

Каждый путешествующий по миру неизбежно сталкивается с проблемами при пересечении границ – визы, транспорт, деньги, язык. Худший вариант, чем граница между Камбоджей и Лаосом в воскресенье придумать трудно, а потому опыт автора, возможно, будет полезен другим. Из камбоджийского городка Крати, где обитают дельфины Иравади, до границы с Лаосом туристов везут всего две транспортные компании. Обе обеспечивают доставку через границу, но лишь одна продает дополнительно билеты на транспортировку лодкой на остров Донден по прибытии автобуса. Без нее цена – 18 долларов США, с лодкой – 23. Остальные детали, к сожалению, сразу неизвестны. Но даже если и знать наперед, что все случится именно так, никто ничего не смог бы изменить – это был «капкан».

Отправление микроавтобуса было назначено на 7.00 утра от гостиницы. Он подошёл уже порядком загруженный бамбуковыми сосудами со слипшимся рисом, запасной шиной, шлангом маслопровода для большого трактора, огромным мешком с одноразовой посудой и табуретками для какого-то кафе. Группа из шести туристов с рюкзаками все-таки с некоторым трудом, но поместилась в салон. А дальше… автобус стал добирать по городку остальных пассажиров.

С каждым новым туристом обстановка накалялась, потому что сажать их было уже некуда. Когда в салон набилось 15 человек вместо 12 возможных, одна из пассажирок устроила истерику. Водитель невозмутимо попросил ее заткнуться, улыбаясь, сообщив, что это не Европа, а Камбоджа! Последней каплей, переполнившей чашу терпения, была посадка семьи из двух взрослых и ребёнка! Итого – 18 человек и куча дополнительного груза! Автобус просел на рессорах, накренился, но ещё стоял на дороге... Поехали спустя два часа. Еще через три часа прибыли в пересадочный пункт, откуда другим автобусом спустя 10 минут должны были отправиться до границы. Как и следовало ожидать, новый полноразмерный автобус прибыл лишь через 4 часа.

Спектакль на границе

Расстояние до границы от пункта пересадки было небольшим: втрое меньше, чем утренняя поездка. Автобус же тащился так медленно, что окрестные черепахи могли его запросто обогнать. В середине пути объявился некий человек и проинформировал всех, что мы опаздываем и если граница закроется, то всем придется ночевать в чистом поле. У многих туристов виза в Камбоджу заканчивалась именно в этот день! Кроме того, все должны скинуться по 5$ на штамп в паспорте об убытии из Камбоджи и прибытии в Лаос без дополнительного исследования крови на заболевание малярией и проверку багажа. Иностранцам, не имеющим визу, предложили заплатить еще по 10 долларов сверху за получение визы на границе.

Стало понятно, что поездка организована и спланирована приграничной мафией, сросшейся с погранведомствами с обеих сторон. За окном ночь, ни жилья, ни огонька. Туристы в автобусе, как заложники – положение безвыходное.


Здание пограничной службы между Камбоджей и Лаосом
Здание пограничной службы между Камбоджей и Лаосом

Некоторые американцы и канадцы, видимо, забыв, где находятся, решили отказаться от дополнительной оплаты и пройти границу самостоятельно, невзирая ни на что. Организаторы же «грабежа» вели интенсивные телефонные переговоры, из которых даже не знающему языков было ясно: кто-то где-то должен ждать, потому что везут полный автобус «цыплят» – около 50 человек – и прибыль будет верной.

На границе с Лаосом у согласившихся платить собрали паспорта и деньги, включая «лишние» 15 долларов (с автора взяли только 5$ за штамп, поскольку россиянам виза в Лаос не нужна). Человек с документами растворился в темноте и в принципе мог вообще исчезнуть. Но спустя час «грабитель» появился с полным комплектом готовых документов для сдавших деньги. Когда эта группа с багажом организованно покинула камбоджийский автобус и проследовала через границу к другому автобусу, ожидающему на лаосской стороне, мы увидели «отказников», которые, не согласившись платить, самостоятельно отправились к пограничному пункту.


Накрученные машины пограничных чиновников Камбоджи и Лаоса
Накрученные машины пограничных чиновников Камбоджи и Лаоса

Возле него стояли полицейские автомобили «Тойота Sequoia» c турбированными двигателями в 5,7 литра и богатой отделкой салонов. А на ярко освещенном таможенно-пограничном посту было видно, как маются неизвестностью «отказники», окруженные мрачными лицами в пограничной униформе. Погрузив багаж, мы стали ждать окончания спектакля, который только достигал своего апогея.

«Отказники» стояли «насмерть», не желая платить ни цента сверх положенного, поэтому никакого прогресса не наблюдалось... Чтобы «ускорить сценарий», водитель автобуса запустил двигатель, включил фары и стал отъезжать от пограничного пункта. Тут началась паника. Все, кто остался, закричали, замахали руками, пытались броситься за уходящим автобусом, девушки рыдали. Но это людей в форме не волновало. Пограничники холодно наблюдали за происходящим.

Автобус же, скрывшись за первым поворотом, остановился на обочине, погасил огни и как бы исчез из вида туристов, «застрявших» на границе. Бедные путешественники, закрыв «дверь» в одну страну и не открыв ее в другую, были просто обречены на согласие. Они раскрыли кошельки и заплатили, но теперь уже больше тех, кто сделал это сразу. Чиновники выглядели рассерженными, так как «рабочий день закончился», «медпункт по забору и анализу крови на малярию закрылся» и так далее. За всё нужно было доплатить... Спектакль прошел «на ура». Все организаторы вдруг заулыбались и довольно потирали руки. Даже автобус как-то иначе заурчал двигателем и благосклонно вернулся на стоянку, чтобы забрать побежденных.

Как стать лаосским миллионером

Однако и это был еще не финал. Вскоре мы прибыли в конечный пункт, где мгновенно объявился следующий мафиози, с радушной улыбкой предложив в честь воскресного дня обменять доллары на местную валюту по грабительскому курсу. Стоявший напротив его стола банковский терминал был предусмотрительно отключен от сети и не работал. Железным аргументом, прозвучавшим в ночи среди уже полностью деморализованных туристов, был призыв внять голосу разума и обменять деньги, так как на островах нет обменников. А доллары к оплате в Лаосе не принимаются, потому что это вам не Камбоджа, где нет своей валюты и можно ими расплачиваться.

Впрочем, в целом мысль была правильной: местная валюта необходима. Осталось как-то нивелировать чудовищно завышенный курс, тогда почти победа. Оказалось, что вас могут и не грабить, если разменять долларов сразу на сумму в миллион лаосских кипов. Эквивалентом оказались 125 «баксов». Этого мне должно было хватить на все время пребывания в стране, потому обмен был произведен.

Ночь в лодке

Некоторые туристы не хотели отправляться во мрак на лодке через протоки Меконга на остров Донден, думали заночевать на берегу. Но выяснилоь, что лодочные билеты, купленные еще в Камбодже, действуют только раз – по прибытии автобуса. Если хотите, оставайтесь, но наутро ваш билет на лодку будет недействителен, возврат денег не предусмотрен. Сломленные путешественники покорно взошли на борт.


В ночной лодке через реку Меконг
В ночной лодке через реку Меконг

Ночной Меконг таинственен. Шум речной воды на отмелях. Заросли каких-то злаков вперемешку с бамбуком. Блуждающий по береговой линии фонарь смотрового на носу лодки. Полное отсутствие навигационных знаков. Вокруг непроглядная чернота. Через некоторое время после сложных манёвров между островами, на которых то здесь, то там горели костры рыбаков, лодка вынырнула из полной тьмы.


Вечерняя рыбалка на Меконге
Вечерняя рыбалка на Меконге

На берегу острова, к которому мы теперь стремительно приближались, призывно замелькали мириады огней отелей и баров, давая понять, где можно передохнуть от переживаний бесконечно долгой поездки.

Утром для исследования острова Донекон, раскинувшегося на несколько километров, был арендован за 5 тысяч кип велосипед, который позволил посетить все места, имеющие значимый интерес. Лаос долгое время был колонией Франции, поэтому сюда приезжают на отдых много французов. Их речь звучит повсюду, а местные жители понимают французский и даже могут на нем немного говорить. Чего не скажешь об английском языке – это просто белое пятно.


На велосипеде по острову Донекон
На велосипеде по острову Донекон

Остров Донекон

Водопады на реке Меконг являются историческим местом, связанным с французской колонизацией. Кхон Пхапхенг – самый широкий водопад Юго-Восточной Азии. Он имеет высоту всего 15 метров, но производит неизгладимое впечатление. Мощь белого бурного потока на обрывистом скальном уступе формирует лагуны с бирюзовой чистой водой. Известняки в этом месте настолько «проедены» водой, что хорошо видно, как на дне и вблизи уступа-обрыва, формируются сифоны – дыры.


Каскадный водопад Кхон Пхапхенг — самый широкий в Юго-Восточной Азии имеет высоту всего 15 метров
Каскадный водопад Кхон Пхапхенг — самый широкий в Юго-Восточной Азии имеет высоту всего 15 метров

В них вода затягивает все, что плавает, а затем выбрасывает что-то мятое и бесформенное на вершину фонтана.

Рядом еще один водопад Ли Пхи, который пробил в известняках и скале узкую каскадную трубу. Из нее с утробным урчанием и воем дикого зверя устремляется пенный поток.


Водопад Ли Пхи который формирует в размытых известковых скалах узкую каскадную трубу
Водопад Ли Пхи который формирует в размытых известковых скалах узкую каскадную трубу

Немного далее по берегу острова расположен Сипхандон (по-лаосски «Четыре Тысячи Островов») – группа островов на Меконге на границе Камбоджи и Южного Лаоса. Когда достигаешь этого уникального по природной красоте места, дух захватывает.


Сипхандон (по-лаосски «Четыре Тысячи Островов»)
Сипхандон (по-лаосски «Четыре Тысячи Островов»)

Широкая открытая терраса будто выталкивает тебя из пыльных проселков на необозримый речной простор, где причудливыми группами и группками щедро разбросаны острова самой разнообразной формы: большие и малые, зеленые с деревьями и безлесные, со скалистыми и пологими берегами! Терраса вознесена на высоту 10–12 метров. В дождливый сезон именно до нее поднимается уровень воды, заливая огромные пространства речной долины и давая ее жителям преимущество в удобрении земли илом, как когда-то было в Древнем Египте. Или почти как в Курске в Стрелецкой слободе.

Огород посреди реки

Сговорившись с группой французов, вошел с ними в долю по найму лодки для речной поездки. 1,5 часа движения вверх по Меконгу, и мы достигли небольшого песчаного островка, на котором находилась лачужка с нарами. За ним ухаживали и на нем, очевидно, ночевали две женщины – пожилая и средних лет. Обе возделывали на этом клочке затопляемой земли свой маленький огородный мир.


Жилище двух крестьянок на острове
Жилище двух крестьянок на острове

Ровными рядами росла кукуруза всех стадий развития, на воткнутых в грунт бамбуковых палках вились и созревали огурцы, чуть подальше низкорослые помидоры на крепких ножках наливались до сахарной кондиции от тепла и света. Арбузы и дыни, каждое растение в свой ямке, разбрасывали во все стороны темно- и светло-зеленые плети. По самой кромке воды среди набегающих волн росли кинза, лимонная трава, кресс-салат, лук. Какие-то бобовые тянули цветочные головки в сторону закатного солнца.


Полив рассады на безымянном островке посередине Меконга
Полив рассады на безымянном островке посередине Меконга

Другую сторону островка занимала самая разнообразная капуста на аккуратных возвышенных грядочках. Женщина постарше полола их, выбрасывая в реку сорняки. Та, что моложе, носила воду из Меконга в двух очень легких самодельных лейках на коротком коромысле из бамбуковой палки. Она раз за разом заходила в реку по пояс, непринужденно черпала воду лейками и, уже нагруженная, шла босыми загорелыми ногами по слежавшемуся песку, чтобы пролить грядки, приготовленные под рассаду китайского салата. Я вызвался помочь, она не возражала, но посмотрела удивленно.

Закат оказался незабываемым по красоте. Когда солнце почти скрылось за горизонтом, решил искупаться. Вода была слегка прохладной. Собрался отплыть подальше, но гид замахал руками, показывая, что течение сильное, глубина большая, может унести.

Страна бездорожья и бедности

В Лаосе спустя годы после окончания еще в середине 70-х вьетнамской войны до сих пор остаются целые районы, напичканные пехотными минами, а речные лодки делают из корпусов ракет и реактивных снарядов. Наибеднейшая страна очень напомнила заброшенные в глубинке деревни времен СССР.

Машин на дорогах почти нет, автобусы движутся по разделительным линиям, так как проезжая часть пустая, узкая и очень опасная. Прежде всего из-за повозок, которые тянут буйволы, и мотоциклистов на обочинах. И те, и другие ездят без фонарей и отражателей. Поэтому ночью по шоссейной дороге передвигаются с налобными фонариками вместо фар или группами по два-три мотоцикла, из которых только один имеет передний свет!

Дороги никудышные – ни разметки, ни световых отражателей, ни освещения. Впрочем, последнего нет и по всей стране – вокруг непроглядная темнота. Где-то по пути мелькнет огонек-другой, и снова ночь. В деревнях на государственных покосившихся постройках на курьих ножках висят красные флаги с серпом и молотом. Школьники, как в наши былые годы, ходят в красных галстуках. На автобусных станциях и в других общественных местах висят плакаты с портретами членов Политбюро Лаоса. Но об этом подробнее расскажем в ближайших номерах.


Николай МАЛЕШИН, Камбоджа – Лаос (продолжение следует). Фото автора

Tags: cambodia, laos, nikolai maleshin, Камбоджа, Лаос, Николай Малешин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments