falcongreywings (falcongreywings) wrote,
falcongreywings
falcongreywings

Путешествие Николая Малешина по Центральной Америке. Часть 25

Курянин на Панамском канале

Сегодня мы завершаем рассказ о путешествии по Центральной Америке курянина Николая Малешина, замдиректора Центрально-Черноземного заповедника имени Алехина. Его сложный и порой опасный путь лежал через пять экзотических стран. Закончил свой вояж Николай Александрович круизом по знаменитому Панамскому каналу, соединяющему два великих океана: Атлантический и Тихий. Но вначале прощание с Коста-Рикой...

Прощание с Коста-Рикой: царство ленивцев

Вся ночь прошла в автобусе, накручивавшем километры по неизвестным дорогам сквозь туман, нескончаемый ливень и тряску на каких-то объездах в связи с ремонтом. Из-за дождя неасфальтированные трассы быстро превращаются в непролазно-вязкое глинистое болото, где не поможет даже полный привод. Как бы то ни было, но к 9 часам утра я был перед входом в центр, где занимаются изучением, спасением и реабилитацией ленивцев, попавших в опасные для жизни ситуации.



Демонстрация зверей туристам в Центре спасения ленивцев
Демонстрация зверей туристам в Центре спасения ленивцев

Этот частный проект финансируется за счет средств от пожертвований и платы с туристов за посещение. Стоимость билета составляет 50 долларов США. После часовой программы посещения взрослых ленивцев и детенышей еще час отводится на лодочную экскурсию по протокам среди джунглей. Во время нее можно наблюдать птиц, ленивцев, кайманов, гекконов, игуан и летучих мышей. При центре есть магазин сувениров и небольшой ресторан.

Случайно довелось побывать в залах с ленивцами дважды, послушав разных экскурсоводов. Оказалось, каждый интерпретатор дает информацию посетителям по-своему, рассказывая разные аспекты биологии, экологии и поведения этих необыкновенных животных. Так, гид Марко больше времени уделил вопросу, почему матери бросают детенышей, а Джеф сконцентрировал внимание большой группы туристов на демонстрации самих животных, сочетая ее с рассказом о судьбах ленивцев, попавших в центр. К примеру, у самки по кличке Тойота была ампутирована передняя лапа – оказалось невозможно восстановить в ней кровообращение после поражения током на проводе высокого напряжения.



Даже ливень не может помешать туристам наслаждаться природой
Даже ливень не может помешать туристам наслаждаться природой

Кто это такие?

Странные, мохнатые и симпатичные создания – ленивцы, о которых мы знаем немного, обитают в Южной и Центральной Америке. Живут 15–25 лет, при полувольном содержании – до 30 и больше. В природе их встречается всего шесть видов, при этом есть трехпалые и двупалые. Только один вид – ленивец ошейниковый – объявлен исчезающим.

Ленивцы относятся к отряду неполнозубых, их ближайшая родня – броненосцы и муравьеды. Столько особенностей, как у ленивцев, еще нужно поискать. Организм этих уникальных животных максимально приспособлен именно для той медленной и неспешной жизни, какую они ведут. Ленивцы питаются листьями 96 разных видов деревьев – пища очень низкокалорийная, трудноперевариваемая, как и листья эвкалиптов, которые едят коалы в Австралии. Наверное, поэтому поведение этих животных, особенности их биологии и отчасти физиологии так похожи – они занимают сходную экологическую нишу.

Переваривание у ленивца длится целый месяц с помощью бактерии-симбионта, живущей в пищеварительном тракте. Более 65% веса зверька – содержимое его желудка. Питание является и основной причиной его «ленивости»: животное старается тратить меньше энергии – почти вся она нужна для переваривания. Воду они никогда не пьют, все жидкости формируются только за счет метаболизма. Ленивец «посещает туалет» лишь раз в неделю – для этого нужно слезть с дерева на землю, чего он крайне не любит. Во-первых, на спуск-подъём нужно тратить много сил, во-вторых, на земле ленивец беспомощен и каждый раз рискует жизнью. В среднем на десять спусков фиксируется одна гибель животного.



Лодочная экскурсия в джунгли
Лодочная экскурсия в джунгли

Слезть с дерева для ленивца так сложно, что не поможет даже материнский инстинкт. Если детёныш свалится вниз, мать вряд ли будет за ним спускаться несколько раз. Причинами падения детенышей могут быть болезнь или излишняя подвижность. Так появляются детеныши-сироты.

На ветках ленивцы спариваются и приносят потомство. При длине тела около 75 сантиметров их великолепные загнутые когти достигают 10 см – цепляясь ими, удобно висеть. Основательно зацепившегося ленивца еле-еле могут оторвать от дерева несколько взрослых мужчин, прилагая предельное усилие.

При том, что мозг ленивцев содержит очень мало извилин, у них хорошо развито обоняние и полноценное цветовое зрение, отсутствующее у большинства млекопитающих на планете. Благодаря удивительно длинной и подвижной шее они могут собирать пищу, поворачивая голову на 270 градусов и не двигаясь с места. Из-за жизни в «подвешенном» состоянии необычно расположены у них и внутренние органы.

Ленивец двигается очень медленно, примерно 1,6–2,6 метра в минуту. Некоторые особи проявляют зачатки активности, преодолевая за день до 40 метров, многие же и вовсе способны провести неподвижно сутки напролет. По причине малоподвижности в их шерсти живут насекомые, например, бабочка-огнёвка, и особые сине-зелёные водоросли, что придает окрасу зверьков зеленоватый оттенок, пряча их в листве. Лучше защитную окраску и не придумаешь. Вот такой чудесный и уникальный пример симбиоза – взаимовыгодного мирного сосуществования.

«Королевская дорога» для золота инков

После Коста-Рики была Панама. Ни для кого не секрет, что известность этой страны связана прежде всего с Панамским каналом. Впервые европейцы – экспедиция испанца Родриго де Бастидаса, обследовав побережья Колумбии, ступила на землю Панамы в 1501 году. Эти места, покрытые сельвой и мангровыми зарослями, населяли племена индейцев куна, чоко и гуайми, жившие рыболовством и примитивным земледелием.

Одним из участников экспедиции был авантюрист и предприимчивый делец Васко Нуньес-де-Бальбоа – плантатор с острова Гаити. Вскоре до него дошли слухи, что в нескольких неделях пути от побережья Карибского моря на юг находится другое море. В 1513-м Бальбоа в сопровождении 190 солдат и множества индейцев-носильщиков начал исследовать внутренние области и 25 сентября того же года первым из европейцев достиг тихоокеанского побережья будущей Панамы. Войдя в воды Тихого океана со шпагой в руке, Бальбоа объявил окрестные земли владением испанской короны. Вслед за ним конкистадор Педрариас Давила в 1519 году заложил на этом берегу город Панаму.

На долгие годы он стал опорной точкой испанцев по завоеванию империи инков. Золото, добытое у них, доставляли в город, грузили на мулов и по лесным тропам перевозили на Атлантическое побережье, чтобы оттуда отправить на судах в Испанию. Транспортная магистраль получила название «королевская дорога». Первый проект судоходного межокеанского канала был предложен еще в начале XVI века соратником Бальбоа – Альваро де Сааведра Седроном. Король Испании Филипп II направил инженера Антонелли исследовать местность. Вернувшись, тот сообщил: строительство канала невозможно из-за высоких гор, пересекающих Панаму с востока на запад.

Лишь в начале XIX века французская фирма «Август Соломон и К» оживила идею канала просьбой к правительствам Франции, России и Испании о выделении на него средств. Еще столетие спустя Соединённые Штаты, прекрасно понимая стратегическое и экономическое значение будущего Панамского канала, купили в 1902 году у французов право на его строительство, а в январе 1903-го попытались заключить договор с Колумбией о канале через Панамский перешеек. Но сенат Колумбии его отверг. Тогда 3 ноября того же года (не без помощи США) Панама вышла из состава Колумбии и обрела независимость.

Вскоре в Вашингтоне был подписан договор. Панама предоставила США «на вечные времена» право оккупации своей территории от Атлантического до Тихого океана шириной 10 миль (примерно 16 километров) для строительства межокеанского канала с правом последующей его эксплуатации. С того момента строительство Панамского канала стало реальностью, закончилось оно к середине 1914 года. Затраты составили примерно 400 миллионов долларов. Северную и Южную Америку разделили смешавшиеся в канале воды Атлантического и Тихого океанов. Канал заменил долгий и опасный морской путь в обход мыса Горн. Первый пароход через Панамский канал прошёл 15 августа 1914-го.

Панамский канал: 100 лет спустя

Канал дал название целому классу судов «Panamax». Это корабли максимального размера, способные пройти через его шлюзы впритык и не с полной загрузкой: 294 метра в длину, 32 м в ширину при осадке 12 метров. По современным меркам – судно средних размеров. Чтобы увеличить пропускную способность, канал решили реконструировать под проход судов «Post-Panamax»: длина – 365,8 м, ширина – 48,8 м, осадка – 15,2 м.

После всенародного референдума в октябре 2006-го принято решение построить два новых трёхступенчатых шлюзовых каскада: как со стороны Атлантики, так и со стороны Тихого океана. Планируемые расходы – 5,25 миллиарда долларов США, почти половину из которых составили кредиты, ежегодный доход – $2,5 млрд. На строительстве занято более 7 тысяч человек. Завершить работы собирались к вековому юбилею канала в 2014 году, но не успели – строительство продолжается. Когда оно закончится, пропускная способность канала увеличится вдвое.



Лоцманские суда заводят корабль в Панамский канал
Лоцманские суда заводят корабль в Панамский канал

Прощание с Центральной Америкой

Времени для изучения страны не оставалось. Из всех возможных достопримечательностей была выбрана только одна – Панамский канал. А из туристических компаний – «Canal&Bay Tours», которая организует экскурсии в самом важном секторе – в районе бывшей горы Кулебры. Там расположены три шлюза, поднимающие корабли водоизмещением в 300 тысяч тонн на высоту 9-этажного дома. Общая длина канала 82 километра, ширина колеблется от 150 до 300 м, глубина – от 15 до 26 м. Фарватер не прямой, а извилистый, в значительной мере он следует прежнему руслу реки Чагрес. Обычно для прохода канала судну требуется 8–9 часов, его пропускная способность – до 50 судов в сутки. За год по нему проходит около 14 тысяч кораблей.

В течение одного дня складывается цельная картина этого уникального сплава инженерной и научной мысли с колоссальным физическим трудом. Грандиозный проект осуществляли более 75 тысяч рабочих, из них 20 тысяч погибли под завалами и от тропических болезней. Подъём, а потом опускание судов на высоту 26 метров над уровнем океана производят с помощью трёх ступеней шлюзов. Длина шлюзовых камер – 305 метров, ширина – 33,5 м. Шлюзы двойные, так что по ним могут проходить одновременно суда в оба направления. Как и много лет назад, корабли проводят через шлюзы электровозы. Правда, они значительно изменились – конструкция стала более совершенной. Стоимость одного такого «электромула», специально разработанного в Японии для нужд Панамского канала, составляет 2 миллиона долларов. Число людей, обслуживающих работу Панамского канала, сравнительно невелико – всего 10 тысяч. Тем не менее ежегодно через одну из самых знаменитых рукотворных транспортных артерий Земли проходит весьма «солидный багаж» – 1,35 миллиона тонн, около 5% всех мировых грузоперевозок. Плата за проход по каналу зависит от класса, размеров и типа судна.



В панаме в Панаме. Автор репортажей из Центральной Америки Николай Малешин
В панаме в Панаме. Автор репортажей из Центральной Америки Николай Малешин

Пора было прощаться с Центральной Америкой, национальными парками, Карибским морем и Тихим океаном. Шесть недель путешествия вместили в себя целую жизнь, в которой было место и непредсказуемым опасностям, и волнующим встречам с животными, птицами, растениями, да и с людьми, чей испанский язык до сих пор звучит в ушах. И, конечно, знакомству с культурой, историей, этнографией, археологией, экономикой, экологией этих волшебных мест, которые время от времени будут вспоминаться словно волшебный сон.

Ранее о путешествии Николая Малешина читайте: в Белиз в номере от 7 апреля, в Гватемалу в номере от 14 апреля, в Сальвадор в номере от 21 апреля, в Никарагуа в номере от 28 апреля, в Коста-Рику в номере от 5 маяи в номере от 12 мая.



Экскурсовод Джеф с детенышем-сиротой
Экскурсовод Джеф с детенышем-сиротой




Дорожный знак: «Осторожно, ленивцы!»
Дорожный знак: «Осторожно, ленивцы!»


Животные сутки напролет проводят во сне даже в Центре спасения
Животные сутки напролет проводят во сне даже в Центре спасения


Ленивец всегда и везде находится вниз головой
Ленивец всегда и везде находится вниз головой


Ленивец глазами художника-анималиста
Ленивец глазами художника-анималиста


Лекция в Центре спасения ленивцев
Лекция в Центре спасения ленивцев


Опасно: мокрый после дождя ленивец на проводах электролинии
Опасно: мокрый после дождя ленивец на проводах электролинии


Не будите — я сплю!
Не будите — я сплю!


Эволюция ленивцев
Эволюция ленивцев


Этот зверек живет в ресторане Центра спасения ленивцев
Этот зверек живет в ресторане Центра спасения ленивцев


Заросшие водной растительностью каналы в Центре спасения ленивцев
Заросшие водной растительностью каналы в Центре спасения ленивцев


Мы с тобой одной крови?
Мы с тобой одной крови?


Автомобильные номера в Панаме можно купить на рынке
Автомобильные номера в Панаме можно купить на рынке


Панамский канал входит в 100 мест на Земле, которые нужно посетить за свою жизнь
Панамский канал входит в 100 мест на Земле, которые нужно посетить за свою жизнь










Большегруз идет в Панамский канал из Тихого океана
Большегруз идет в Панамский канал из Тихого океана


Буфет на круизном корабле во время экскурсии по каналу
Буфет на круизном корабле во время экскурсии по каналу


Острожно — шлюзы закрываются!
Острожно — шлюзы закрываются!



Николай МАЛЕШИН, Коста-Рика, Панама

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments