falcongreywings (falcongreywings) wrote,
falcongreywings
falcongreywings

Путешествие с Николаем Малешиным по Юго-Восточной Азии. Часть 24.

21 февраля 2016. Лаос, пещера Khong Lor


Доброе утро, друзья!


После ночи в Такеке очень хотелось как можно быстрее покинуть это место и двинуться куда-нибудь подальше от местной "цивилизации". В качестве ближайшего пункта назначения (как мне казалось) была выбрана пещера Khong Lor "хорошо известная" лишь определенному кругу путешественников, поскольку описания пещеры были заманчивыми, отзывы отличными, но ни малейшего намёка на того, как необременённому деньгами туристу туда попасть! Зато было много VIP предложений по астрономическим ценам - не поездка, а целая экспедиция в потусторонний мир, причём со страховкой и гарантией возврата в этот мир живым и невредимым. Но я как-то решил этим не то чтобы пренебречь, а просто не принял во внимание. И, как оказалось, напрасно!


Все предпринятые расспросы местных людей и кассиров на автобусной станции показывали примерный план действий: чтобы достигнуть пещеры нужно сменить не то два, не то три автобуса. Повинуясь этой жизненной необходимости, сначала купил билет до Vieng Kham и после примерно 100 километров вышел на повороте с табличкой - Na Xin- Khong Lor. Сразу же за поворотом стоял автобус, который вот-вот должен был отправиться в нужном направлении. Дорога пошла в гору на перевал, откуда открывался панорамный вид на окружающие горы, но автобус никакой остановки не сделал и горы тут же исчезли за крутым поворотом дороги. Начался затяжной серпантинный спуск в долину. По прибытии в Na Xin меня высадили около деревянного навеса на котором было написано "Taxi", а внутри висело расписание движения этого неизвестного такси. Причём мест было много, но пещеры я не увидел. Допросив ещё раз продавщиц всякой местной снеди, путём назойливого повторения названия пещеры и указания на табло расписания, добился, что одна подошла и указала пальцем на время 15-30 напротив лаоской буквенной вязи, которая для меня, неграмотного, была лишь набором ничего не значащих линий и закорючек.


Примерно за час до отправления пришёл небольшой грузовичок с навесной крышей и лавочками в кузове. Это и было - такси. Проезд ещё на 38 километров обошёлся в "смешную" цифру - 25 тыс.кип и проходил по очень живописной долине, окружённой с обеих сторон дороги горными хребтами, сложенными известняками. Залегание пластов горных пород при этом, было вертикальным, что создавало непередаваемый по зрительным ощущениям эффект, что склонов нет и ты находишься как "мышь в канавке" - бежишь или едешь, неважно: впереди конус-ловушка!

Все поля вдоль дороги были на удивление зелеными от высокорослых растений табака, который местные жители выращивают в сухой сезон, получая дополнительные доходы. Рядом с каждым домом стоит большая или не очень, но сушильня для листьев табака. Ярко-зеленые поля табака в лучах заходящего солнца и на фоне гор с вертикальными склонами, смотрелись необыкновенно нарядно и даже празднично. Толпы школьников на велосипедах махали нам вслед руками и что-то кричали. Водяные буйволы лениво поворачивали головы и смотрели мимо, куда-то вдаль. Коровы с телятами возвращались самостоятельно с пастбищ и периодически тормозили наше движение. Все было просто здорово!

По прибытию на место нашёл место для ночлега и уточнил время. Пещера открыта для посещения с 8 утра до 16 часов вечера. Стоимость билета - всего то навсего - 110 тыс.за лодку с проводником (!!!). Пришлось искать напарника, чтобы разделить расходы пополам. Но получилось ещё лучше: нашёл двоих. Максимально на борту может быть три клиента при стоимости в 130 тыс.кип. В итоге выходило по 43,5 тыс.с носа.
На другое утро в 8-30 прибыли к пещере, оплатили лодку с гидом и... поехали! Почему поехали? Обычно в пещеру спускаются, по ней ходят, возможно, что в неё ныряют или по ней ползают, но никак не ездят!!! Здесь, в Лаосе, оказался особый случай.

Как только вы подходите к пещере из которой вытекает, сверкая зеленой водой, река, вы сразу же ощущаете дискомфорт: солнечно и сухо снаружи и влажно, душно, и тяжело внутри. На какое-то время линзы фотоаппарата запотевают и приходится ждать пока все нормализуется. Стены огромной пещеры, в месте выхода из неё реки, отполированы водой не хуже чем стены тоннелей метрополитена. Сверху, со сводов пещеры свисают огромные, многотонные сталактиты. Где-то вдали, в черноте, маячит одинокий огонёк и больше ничего. Темнота хоть глаз выколи. Доходим до лодок, заводим мотор и понеслись против течения с большой скоростью. То слева, то справа, мелькает свет фонаря рулевого. Густая чёрная вода всего в нескольких сантиметрах от борта лодки: одно неверное движение или наклон - и все за бортом в полнейшей темноте, непонятно где, при неизвестной глубине и скорости течения!!!!! Сверху, то низко нависают отполированные черно-серые своды и кажется, что стешет голову, то вдруг луч налобного фонаря пропадает в бездонной черноте внутренностей гор, без всякой надежды коснуться своим светом свода. При это река имеет сложный фарватер, который постоянно изменяется - нужно прижиматься то к левому, то к правому берегу, то неожиданно делать крутой разворот на 90 градусов и нырять пригнувшись в какую-то арку, а то вдруг выхватит луч белые буруны, и стихает шум мотора, ползём, гребём днищем лодки гальку. Удар. Вылезаем. Бредём по воде. Чернота. Слева и справа утробно журчит вода и есть проход, но пройти лодка не может. Тянем как бурлаки на Волге - на раз? Два? Три? Ничего подобного! Рывок на третье -ла, ла,ла! Что это означает на языке Лао - не знаю! Протащили лодку через три ярко выраженных переката, каждый раз, с трудом удерживая её тяжелую, от сноса обратно в струю.

Потом потянулись бесконечные минуты, потом десятки минут, и час, а мы все шли и шли по воде на моторе. Иногда из под воды показывались скалы, острые как нож, могущие без труда разделить тебя на две части при неудачном стечении обстоятельства. Иногда с потолка прилетали на голову и шею струи ледяной воды, что само по себе было шоком. Дело в том, что в пещере душно и, когда в темноте, что-то холодное, неведомое и тяжёлое (пусть даже и вода) падает на тебя, то так и хочется взвиться, но нельзя - лодка неустойчива и при высоком центре тяжести оверкиль будет обеспечен! В одном месте свод пещеры приблизился настолько, что было видно, что он проточен водой также искусно и волнообразно ребристо, как ветер разметает песок по барханам в пустыне. Но самое неприятное и отчасти даже шокирующее наблюдение было то, что все стены пещеры иссечены сколами, как будто её проделывали мириады чертей зубилами и молотками, а не сама река камнями, катящимися кусками скал, и крупными булыжниками!

Постепенно, медленно, ты привыкаешь к этому движению и начинает наяву казаться, что ты - умер! Вот эта чёрная вода и есть Небытие! Этот угасающий шум мотора и не мотор вовсе, а уходящая Жизнь и что вот-вот ты встретишь Его, который возникнет в сияющих лучах Света... О, Боже!!! Именно, в этот момент твоих немыслимых мыслей появляется неправильный светлый треугольник с зазубренными краями, который и есть вход ..., но не в Царствие Небесное..., а лишь реки - в пещеру!

Постепенно поток света нарастает, приобретает краски: клочка голубого неба, зеленой воды и отраженных в ней крон деревьев, растущих по берегам, высоких гор. Мы вырываемся на свободу!

Через полкилометра или более, по берегам появляются водяные буйволы, привольно лежащие на берегу, а чаще просто в воде. Огромные ресницы темных глубоких глаз буйволов хлопают, в зрачках появляется отражение лодки, но ни малейшего движения. Мир и покой. Вскоре пристаем к берегу. Ремонт мотора, выправление искривившегося карданного вала между стволами двух рядом стоящих деревьев, отдых от пещеры. В паре километров в стороне от реки есть деревня, куда есть только одна дорога - через пещеру. В этом я убедился на обратном пути, когда луч фонаря выхватил из темноты лодку, груженую мотоциклом и людьми, в далеко не туристической одежде и без надобных фонарей...

Завершая рассказ про пещеру, не могу не упомянуть, что она имеет длину 7 километров, по ней протекает река, имеющая сложный фарватер который меняется от сезона к сезону и от года к году. В русле реки имеются островки, подводные камни, уступы, и навигационная разметка, которая сделана при полной финансовой поддержке новозеландского фонда борьбы со СПИДОМ. Какая существует связь между борьбой со СПИДОМ и навигационной системой пещеры, я не понял, но без неё хождение на моторе в кромешной темноте было бы просто невозможно. Кроме того, в одном из расширений пещеры оборудовано аккумуляторное освещение, которое позволяет увидеть все то, что в непроглядной темноте не видно, а именно - красоту подземного мира, с известковыми натёками, узорами, сталактитами (растут от потолка) и сталагмитами (растут от пола), "музыкальными органами", "колонными залами" и многим ещё, что и описать невозможно.

С уважением,
Николай Малешин











































































Tags: cave khong lor, lao, laos, nikolai maleshin, Пещера Конглор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments